Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/4607
Title: Социально-педагогические условия и особенности социальной адаптации студентов с ограниченными физическими возможностями в условиях инклюзивного образовательного пространства
Other Titles: Social and Pedagogical Conditions and Peculiarities of Social Adaptation of Students with Limited Physical Abilities in Inclusive Educational Space
Authors: Волчелюк, Ю. И.
Keywords: студенты с ограниченными физическими возможностями
инклюзивное образовательное пространство
студенческая сервисная служба
социальная адаптация
социальный комфорт
межличностное взаимодействие
социально-педагогические условия
students with limited physical abilities
inclusive educational space
student service department
social adaptation
social comfort
interpersonal interaction
social and pedagogical conditions
Issue Date: 2014
Publisher: Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Citation: Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2014. – № 4. – С. 78-85. – Библиогр.: с. 85 (12 назв.).
Abstract: Инклюзивное образование разрабатывает подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении студентов с ограниченными физическими возможностями. Цель статьи – выделить социально-психологические и социально-педагогические особенности социальной адаптации студентов с ограниченными физическими возможностями. Материал и методы. Для достижения цели исследования использовались эмпирические методы сбора информации о состоянии исследуемого объекта (педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, психологические тесты, социометрические методы, методики, ориентированные на изучение социальной позиции, анализ документов), на основании которых были сформулированы социально-педагогические условия социальной адаптации студентов с ограниченными физическими возможностями в условиях инклюзивного образовательного пространства. Результаты и их обсуждение. В статье раскрыты социально-психологические и социально-педагогические особенности процесса социальной адаптации студентов с ограниченными физическими возможностями, выделены факторы, в наибольшей степени влияющие на успешность этого процесса; обосновано и раскрыто содержание социально-педагогических условий социальной адаптации указанной категории студентов в условиях инклюзивного образовательного пространства (обеспечение направленности деятельности университетских сервисных служб на решение проблем социальной адаптации первокурсников с ограниченными физическими возможностями); внедрение индивидуализированного социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными физическими возможностями в контексте деятельности координационных центров работы со студентами младших курсов; содействие самоактивизации первокурсников путем привлечения к системной внеаудиторной работе органов студенческого самоуправления; создание «Школы дружелюбной опеки» (клуба-объединения родителей студентов с ограниченными физическими возможностями и кураторов). Заключение. Процесс социальной адаптации студентов с ограниченными физическими возможностями в группу однокурсников высшего учебного заведения осуществляется значительно эффективнее при условии координации усилий студентов с ограниченными физическими возможностями, их здоровых сокурсников, преподавателей и кураторов, родительского сообщества и при соблюдении выделенных социально-педагогических условий. = Inclusive education works out approach to teaching and training which will be more flexible for the gratification of different needs in training students with limited physical abilities. The purpose of the article is to single out social and psychological and social and pedagogical peculiarities of social adaptation of students with limited physical abilities. Materials and methods. Empiric methods of gathering information about the state of the studied object (pedagogical observation, exploring conversation, psychological tests, socio-metric methods, complexes of methods, aimed at studying the social position, analysis of the documents) were used to achieve the goals;on the basis of them socio-pedagogical conditions of social adaptation of students with limited abilities in inclusive educational space were formulated. Findings and their discussion. Social and psychological and social and pedagogical peculiarities of the process of social adap-tation of students with limited physical abilities are revealed in the article; factors, which influence this process are exuded; content of social and pedagogical conditions of social adaptation of the category of students, mentioned above in conditions of inclusive educational space (providing the direction of the activity of university service departments connected with solving the problems of social adaptation of first-year students with limited physical abilities); introducing individualized social and pedagogical accompaniment of students with limited physical abilities in the context of the activity of coordination centres of work with first and second year students; assistance in self-activization to the first-year students by attracting them to the systemic extracurricular work of bodies of student self-government; setting up «School of friendly guardianship» (club-union of parents of students with limited physical abilities and tutors) is justified and revealed. Conclusion. The process of social adaptation of students with limited physical abilities into the group of fellow students of the higher educational establishmeng is more effective on condition of coordination of efforts of students with limited physical abilities, their healthy fellow students, teachers and tutors, parents’ society as well as social and pedagogical conditions.
URI: https://rep.vsu.by/handle/123456789/4607
ISSN: 2074-8566
Appears in Collections:2014, №4(82)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
78-85.pdf589.71 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь