Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/4065
Title: Формирование связной речи младших школьников на основе текстов-моделей
Other Titles: Forming Connected Speech of Primary Schoolchildren on the Basis of Model Texts
Authors: Кунтыш, М. Ф.
Гандель, А. С.
Keywords: русский язык
начальная школа
младшие школьники
3 класс
уроки
речевая деятельность
экспериментальная работа
тексты-модели
связная речь
языковые способности
речевые способности
primary schoolchildren
lessons of Russian
model text
speech activity
connected speech
language abilities
connected utterance
Issue Date: 2014
Publisher: Установа адукацыі "Віцебскі дзяржаўны ўніверсітэт імя П.М. Машэрава"
Citation: Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2014. – № 3. – С. 69-74. – Библиогр.: с. 74 (7 назв.). – 2 табл.
Abstract: Статья посвящена раскрытию одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка – развитию связной речи младших школьников. Предлагается новый подход к применению учебного материала на уроках русского языка, обеспечивающий единство развития языковых и речевых способностей младших школьников, посредством использования текстов-моделей. Цель исследования – разработать систему уроков русского языка с использованием текстов-моделей, ориентированную на развитие языковых и речевых способностей учащихся 3 класса. Материал и методы. Материалом для исследования послужили данные, полученные в результате проведенного эксперимента на базе ГУО «Гимназия № 5 г. Витебска» (с сентября 2012 по май 2013 года). Экспериментальная работа по формированию языковых и речевых способностей учащихся на основе текстов-моделей проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольно-уточняющий. Методы исследования: педагогическое наблюдение за процессом обучения в 3 классе, интерпретация, эксперимент. Результаты и их обсуждение. Результативность экспериментальной работы была выявлена при подведении итогов обучения. На основе полученных данных, с опорой на качественные критерии (общее число слов в тексте, общее число предложений, средняя длинна фразы), учащихся распределили по трем уровням развития языковых и речевых способностей. В результате проведенного эксперимента установлено, что использование текстов-моделей на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития языковых и речевых способностей младших школьников, дает возможность учащимся усвоить структуру текста, осознанно использовать средства межфразовой связи. В экспериментальном классе увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем языковых и речевых способностей. Заключение. Опора на применение текстов-моделей качественно изменяет процесс развития языковых и речевых способностей младших школьников. Ученики сочиняют оригинальные тексты, используют адекватные языковые средства для выражения смыслового содержания и средства связи предложений в тексте. = The article centers round revealing one of the urgent issues of the contemporary methods of teaching Russian – developmemnt of connected speech of primary schoolchildren. New approach to using the study material at lessons of Russian is offered, which provides unity of the development of language and speech abilities of primary schoolchildren by using model texts. The purpose of the study is to elaborate a system of lessons of Russian using model texts, which is aimed at the development of language and speech abilities of third year pupils. Material and methods. The material of the study is data obtained as a result of an experiment on the basis of Gymnasium № 5 of the City of Vitebsk (September 2012 to May 2013). The experimental work on forming language and speech abilities of pupils on the basis of model texts was done in three stages: stating, forming, controlling and specifying. The methods of the research are pedagogical observation of the teaching process in the third year, interpretation, experiment. Findings and their discussion. Efficiency of the experimental work was found out during drawing conclusions of the teaching. On the basis of the obtained data, relying on the quality criteria (number of words in the text, number of sentences, average length of an utterance) the pupils were divided into three levels of the development of language and speech abilities. As a result of the experiment it was found out that using model texts at lessons of Russian makes it possible to increase the level of language and speech abilities of primary schoolchildren, enables them to master the text structure, to consciously use means of interphrase links. In the experimental group the number of pupils with high and average level of language and speech abilities increased. Conclusion. The reliance on the use of model texts qualitatively changes the process of the development of language and speech abilities of primary schoolchildren. Pupils make up interesting texts, use appropriate language means to express the sense content and means of communication of sentences in the text.
URI: https://rep.vsu.by/handle/123456789/4065
ISSN: 2074-8566
Appears in Collections:2014, №3(81)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Кунтыш, М. Ф.69-74.pdf590.44 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь