Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/46146
Title: Современный драматургический диалог: интерпретация с позиций коммуникативно-когнитивной парадигмы
Other Titles: Modern dramaturgic dialogue: interpretation from the position of the communicative-cognitive paradigm
Authors: Зайцева, И. П.
Zaitseva, I. P.
Keywords: коммуникативно-когнитивная парадигма
коммуникативная стилистика текста
драматургический дискурс
композиционно-речевая зона персонажей
Алексей Слаповский
ситуация общения
интенция
индивидуально-авторская манера
communicative-cognitive paradigm
communicative stylistics of the text
dramaturgical discourse
compositional-speech zone of characters
Alexei Slapovsky
communication situation
intention
individual-author’s style
Issue Date: 2024
Publisher: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Citation: Зайцева, И. П. Современный драматургический диалог: интерпретация с позиций коммуникативно-когнитивной парадигмы / И. П. Зайцева // Коммуникативные исследования. – 2024. – Т. 11, № 4. – С. 807–822.
Series/Report no.: Коммуникативные исследования;Т. 11, № 4
Abstract: Утверждение на рубеже ХХ и ХХI вв. коммуникативно-когнитивной парадигмы как одной из ведущих в языкознании и междисциплинарных научных направлениях с выраженным лингвистическим компонентом обусловило, в том числе, расширение диапазона аспектов исследования словесно-художественных дискурсов различной родолитературной и жанровой принадлежности. Применительно к драматургическим произведениям это способствовало повышению исследовательского интереса, с одной стороны, к субъектам пьесы (персонажам и автору-драматургу) как к коммуникантам; с другой – к специфике воплощения в произведении драматургии когнитивных процессов, в частности – средствам и способам, с помощью которых в пьесе выражается эстетическая концепция драматурга. При рассмотрении в рамках обозначенной научной парадигмы собственно драматургического диалога как основной композиционно-речевой зоны пьесы внимание сосредоточивается на всестороннем изучении интенций коммуникантов, включая возможные трансформации линии их коммуникативного поведения в ходе общения; на обусловленности речевых проявлений персонажей ситуацией общения и т. п., что проиллюстрировано в статье примерами из пьес А.И. Слаповского «Два отца, два сына» и «Две матери, две дочери». Интерпретация фрагментов полилога с позиций коммуникативной стилистики позволила более развернуто и системно представить корреляцию между интенциями персонажей и их речевыми проявлениями, выявив основные способы, актуализирующие в драматургическом дискурсе коммуникативные качества речевых элементов. Помимо этого, избранный подход способствовал установлению ряда особенностей индивидуально-авторской манеры драматурга. = The establishment at the turn of the 20th-21st centuries of the communicative-cognitive paradigm as one of the leading ones in linguistics and interdisciplinary scientific areas with a pronounced linguistic component also led to an expansion of the range of aspects of the study of verbal and artistic discourses of various literary and genre origins. In relation to dramatic works, this contributed to an increase in research interest, on the one hand, in the subjects of the play (characters and author-playwright) as communicants; on the other hand, to the specifics of the embodiment of cognitive processes in a work of dramaturgy, in particular to the means and methods through which he play expresses the playwright’s aesthetic concept. When considering within the framework of the designated scientific paradigm the dramatic dialogue itself as the main compositional and speech zone of the play, attention is focused on a comprehensive study of the intentions of the communicants, including possible transformations in the line of their communicative behavior during communication; on the conditionality of the speech manifestations of the characters by the communication situation, etc., which is illustrated in the article with examples from the plays of A.I. Slapovsky “Two Fathers, Two Sons” and “Two Mothers, Two Daughters”. The interpretation of fragments of the polylogue from the standpoint of communicative stylistics made it possible to present in a more detailed and systematic way the correlation between the correlation between the characters’ intentions and their speech manifestations, having identified the main ways that actualize the communicative qualities of speech elements in dramatic discourse. In addition, the chosen approach contributed to the establishment of a number of features of the individual-author’s style of the playwright.
URI: https://rep.vsu.by/handle/123456789/46146
ISSN: 2413-6182
Appears in Collections:Научные публикации 2024

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Современный драматургический диалог.pdf522.85 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь