Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/4587
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorРогановская, Е. Н.-
dc.contributor.authorНовашинская, С. С.-
dc.date.accessioned2014-09-26T08:10:45Z-
dc.date.available2014-09-26T08:10:45Z-
dc.date.issued2014-
dc.identifier.citationВеснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2014. – № 4. – С. 12-19. – Библиогр.: с. 19 (9 назв.). – 4 рис.ru_RU
dc.identifier.issn2074-8566-
dc.identifier.urihttps://rep.vsu.by/handle/123456789/4587-
dc.description.abstractСуществующие теоретические и практические рекомендации обычно ограничиваются тематической систематизацией задач и в лучшем случае распределением задач по нарастанию трудности и сложности. Набор задач далеко не отвечает принципу систематичности и системности. Существует проблема создания систем задач на локальном уровне и микроуровне. Цель исследования – изучение дидактических возможностей использования различных видов суперпозиции задач в качестве метода систематизации задач в учебниках на традиционном и электронном носителях. Материал и методы. В 2013–2014 гг. проводилось экспериментальное обучение учащихся 7-х классов базового уровня решению геометрических задач на основе микросистем, строящихся методом суперпозиции. Эксперимент охватывал 188 учащихся экспериментальных классов и 186 учащихся контрольных классов (на базе 5 школ г. Могилева – № 8, 15, 25, 34, 35). Результаты и их обсуждение. Выделены три вида суперпозиции: формализованная (в этом случае решение вспомогательных задач является частью решения основной задачи); дидактическая (в этом случае решение вспомогательных задач, предшествующих основной задаче, не является частью решения основной задачи, но, тем не менее, вспомогательные задачи подсказывают идею, способ, метод решения основной задачи); комбинированная (представляет собой комбинацию суперпозиций первых двух видов). В экспериментальных классах обучение велось с помощью ЭСО, в которых микросистемы задач строились на основе метода суперпозиции, в контрольных классах использовались действующие учебники геометрии, в которых данная систематизация задач не применялась. Эксперимент показал, что суперпозиция задач выступала в качестве эвристического средства, подсказывающего решение задач, быстрее формировались навыки применения эвристических средств, навыки решения задач, перенос этих навыков на новые ситуации. Заключение. Проблема систематизации геометрических задач в ЭСО с использованием различных видов суперпозиции актуальна для совершенствования процесса обучения. Специфика конструирования задачного материала в ЭСО заключается в организации задач к каждому параграфу учебной теории в виде обучающих и развивающих микросистем задач с применением различных видов суперпозиции. Отметим, что в существующих учебниках подобная группировка задач практически отсутствует. Экспериментальное обучение показало, что использование суперпозиции в качестве метода систематизации задач в учебнике способствует формированию необходимых поисковых навыков. = Existing theoretical and practical recommendations are usually limited to thematic systematization of tasks and at best by the distribution of tasks according to their rising difficulty and complexity. The set of tasks doesn’t correspond to the principle of systematicness and systemacy in any way. There is a problem of making systems of tasks at the local level and the microlevel. The aim of the research is to study the didactic potential of using different types of superposition of tasks as a method of systematization of tasks in traditional and computer textbooks. Material and methods. In 2013–2014 an experiment intended to teach students to solve geometrical tasks on the basis of microsystems built by the method of superposition was carried out among seventh year pupils of the basic school level. The experiment involved 188 pupils in the experimental classes and 186 pupils in the control classes (on the basis of 5 schools in Mogilev № 8, 15, 25, 34, 35). Findings and their discussion. Three types of superposition are revealed: formalized superposition (in this case the solution of auxiliary tasks is a part of the solution of the main one); didactic superposition (in this case the solution of auxiliary tasks preceding the main one isn’t a part of the solution of the main task but nevertheless auxiliary tasks suggest the idea, the mode and the method of solving the main task); combined superposition (it represents a combination of superpositions of the previous two types). The experiment involved pupils of the schools in Mogilev. In the experimental classes training was carried out with the help of electronic teaching techniques where microsystems of tasks were built on the basis of the method of superposition; in the control classes current geometry textbooks were used in which the given systematization of tasks wasn’t applied. The experiment proved that the superposition of tasks functioned as a heuristic means suggesting the solution to the problems. The skills of applying heuristic means and solving tasks developed faster and the transposition of these skills to new situations was formed. Conclusion. The problem of systematization of geometrical tasks in electronic teaching techniques with the use of different types of superposition is important for the improvement of the process of education. The peculiarity of constructing tasks in electronic teaching techniques is manifested in the organization of tasks for each theoretical paragraph in the form of educational and developmental microsystems of tasks with the use of different types of superposition. It should be mentioned that in the current textbooks such a classification of tasks is almost absent. The experiment showed that the use of superposition as a method of task systematization in a textbook favours the development of necessary searching skills.ru_RU
dc.language.isoruru_RU
dc.publisherУчреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машероваru_RU
dc.subjectзадачиru_RU
dc.subjectэлектронное средство обученияru_RU
dc.subjectЭСОru_RU
dc.subjectшкольный электронный учебникru_RU
dc.subjectШЭУru_RU
dc.subjectтестовое заданиеru_RU
dc.subjectсуперпозицииru_RU
dc.subjectмикросистема задачru_RU
dc.subjecttaskru_RU
dc.subjectelectronic teaching techniquesru_RU
dc.subjectETTru_RU
dc.subjectelectronic school textbookru_RU
dc.subjectESTru_RU
dc.subjecttest taskru_RU
dc.subjectsuperpositionru_RU
dc.subjectmicrosystem of tasksru_RU
dc.titleСистематизация задач в электронных средствах обучения на основе метода суперпозицииru_RU
dc.title.alternativeSystematization of Tasks in Electronic Teaching Techniques on the Basis of the Method of Superpositionru_RU
dc.typeArticleru_RU
Appears in Collections:2014, №4(82)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
12-19.pdf706.14 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь