Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/48102
Title: Мастера «ценинных» дел и их творчество на московской земле в XVII в
Other Titles: Experts in «valued» affairs and their work on Moscow land in the 17th century
Authors: Ковалёк, И. А.
Kovaliok, I. A.
Keywords: архитектурная керамика
изразцы
ценинных дел мастера
ценинники
керамическое производство
глазурь
эмаль
орнамент
цвет
стиль барокко
декоративно-прикладное искусство
architectural ceramics
tiles
valuable craftsmen
valuers
ceramic production
glaze
enamel
ornament
color
baroque style
decorative and applied art
Issue Date: 2022
Publisher: Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Citation: Ковалек, И. А. Мастера «ценинных» дел и их творчество на московской земле в XVII в / И. А. Ковалек // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2022. – № 1 (50). – С. 145–152.
Series/Report no.: Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры;№ 1 (50)
Abstract: Материально-культурное наследие перед исследователями неизбежно ставит «вечные» вопросы взаимоотношений Востока и Запада. Важным фактором, во многом определившим культурно-историческое развитие России, был активный выход восточных славян на историческую арену, формирование ее государственности в начале XVII в. При этом, наряду с известным своеобразием русской культуры, состоялся определенный диалог между западной «ренессансно-барочной» культурой и национальной традиционностью России, довольно устойчивой и сохранившейся по настоящее время. Важнейшим связующим звеном этого диалога культур и проводником нового выступало Великое Княжество Литовское. Исторические материалы указывают, что на формирование декоративного искусства, в частности для русского изразца на Московских землях в XVII в., весьма действенное и определяющее влияние оказывали белорусские, польские и литовские мастера. Процесс «культурного внедрения» охватывал различные сферы творческо-ремесленной деятельности, что хорошо прослеживается в работах белорусских мастеров-резчиков по дереву, которые украшали убранство Московских храмов и монастырей. Объемно-ажурная резьба, которую привезли белорусские мастера на Московские земли, до этого момента неизвестная в России, повсеместно встречалась в храмах и получила название «белорусская резь». На основе научно-аналитических исследований, исторических сведений, иконографического материала рассмотрена «миграция» и степень влияния «иноземных» мастеров на формирование стилевых особенностей изразцового искусства Московии. Это проявляется в появлении новых изобразительных мотивов, технологических приемов, колористического решения и усложнении рельефного изображения в изразцах, которые можно наблюдать в коллекциях музеев, архивах и сохранившихся архитектурных объектах. = The material and cultural heritage of researchers inevitably poses «eternal» questions of the relationship between the East and the West. A key factor that determined the cultural and historical development of Russia was the active entry of the Eastern Slavs into the historical arena, the formation of its statehood at the beginning of the 17th century. At the same time, along with the famous originality of Russian culture, a certain dialogue took place between the Western «Renaissance-Baroque» culture and the national tradition of Russia, which is quite stable and has survived to the present. The most important link of this dialogue of cultures and the guide of the new was the Grand Duchy of Lithuania. Historical materials indicate that the formation of decorative art, for the Russian model on the Moscow lands in the 17th century, was highly effective and decisive influence by Belarusian, Polish and Lithuanian masters. The process of «cultural introduction» covered various areas of creative and craft activity, which is well traced in the works of Belarusian woodcarvers who decorated the decoration of Moscow churches and monasteries, which was brought by Belarusian heads to the Moscow lands, until that moment unknown in Russia, was universally found in churches and was called the «Belarusian cut». Based on scientific and analytical research, historical information, iconographic material, «migration» and the degree of influence of «foreign» experts on the formation of style features of the art of Moscow were considered. This is manifested in the appearance of new pictorial motifs, technological techniques, coloristic solution and the complication of the relief image in samples that can be observed in collections of museums, archives and preserved architectural objects.
URI: https://rep.vsu.by/handle/123456789/48102
ISSN: 2619-0303
Appears in Collections:Научные публикации (2022)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Мастера «ценинных» дел и их творчество.pdf217.13 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь
Собственные ресурсы:
Научная библиотека учреждения образования «ВГУ имени П. М. Машерова»
Электронный каталог НБ «ВГУ имени П. М. Машерова»