Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/42359
Title: Нестандартные лексемы в русскоязычной печати Беларуси: эффектность vs эффективность
Other Titles: Non-Standard Lexemes in Russian Language Periodicals in Belarus: Efficiency vs Effectiveness
Authors: Горегляд, Е. Н.
Goregliad, E. N.
Keywords: средства массовой информации
медиатекст
словотворчество
авторские новообразования
окказионализм
экспрессивность
publicistic style
mass media
media text
word creation
author 's lexemes
occasional words
expressiveness
Issue Date: 2020
Publisher: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Citation: Горегляд, Е. Н. Нестандартные лексемы в русскоязычной печати Беларуси: эффектность vs эффективность / Е. Н. Горегляд // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2020. – Т. 19, № 6. – С. 194–204.
Series/Report no.: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология;Т. 19, № 6
Abstract: В современных СМИ, в том числе белорусских, отмечается доминирование экспрессии над стандартом. Журналисты, формируя новые смысловые оттенки, создают нестандартные лексемы с двойной мотивацией. Анализ показал преобладание в русскоязычной печати Беларуси словообразовательных окказионализмов, созданных посредством морфологической аффиксации и сложения. Среди грамматических окказионализмов, своей формой актуализирующих семантику создаваемой единицы, наиболее частотны адъективные. Лексические окказионализмы возникают в результате контекстуального расширения или переосмысления значения нормативной лексемы. Замена, усечение или вставка звука в узуальную лексему создает фонетический окказионализм. Фразеологизированные сочетания окказионального характера менее частотны. Визуальной доступностью объясняется возрастание количества образований, полученных в результате шрифтовой актуализации элемента узуальной лексемы. Особую значимость в коммуникации журналиста и читателя приобретает проблема кода, поскольку в погоне за эффектностью может утратиться эффективность аттрактивного воздействия. = The problem of studying the language of press in mass media is very important and practically significant. The competition that has developed in recent years on the publishing market, the large-scale offensive of the Internet, and the development of information technologies compel journalists working in periodicals, including Belarusian ones, to seek new forms of attracting reader’s attention and to keep their readers. The ability of the author of the publication to create the necessary level of attraction in communication with the interlocutor-reader depends not only on knowledge of the psychological component of this phenomenon, but also on the effective use of various means of communication, elements of different language levels (in particular, phonetics, graphics, syntax). In Belarusian periodicals published in Russian the potential of using emotionally and expressively colored elements as well as occasional words is growing, including non-standard formation.
URI: https://rep.vsu.by/handle/123456789/42359
ISSN: 1818-7919
Appears in Collections:Научные публикации (2020)




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь