Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/3949
Title: Кыргызский орнамент в прикладном творчестве и искусстве книги ХХ в.: традиции и новаторство
Other Titles: Kyrgyz Ornament in Applied Creativity and Art of the XX th Century Book: Traditions and Novelties
Authors: Мальчик, А. Ю.
Keywords: прикладное искусство
народные промыслы
орнаменты
символы
applied art
folk craft
ornament
symbols
Issue Date: 2014
Publisher: Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Citation: Искусство и культура. – 2014. – № 2. – С. 108-115. – Библиогр.: с. 115 (5 назв.)
Abstract: Национальный орнамент Кыргызстана – неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Основу кыргызского орнамента составляют знаки-символы, узорные мотивы, для раз¬работки которых источником послужили явления и предметы окружающего мира, переосмыс¬ленные творческой мыслью и фантазией народных мастеров разного времени в соответствии с их представлениями о красоте и гармонии. На протяжении столетий народные мастера сохра¬няли и обогащали приемы нанесения орнаментальных узоров, постепенно совершенствуя форму, колорит и структуру орнаментальных композиций. Особая страница в развитии национального орнамента Кыргызстана открывается после победы Октябрьской революции и установления советской власти. Переход кыргызского народа на оседлый образ жизни приводит к обновлению древней орнаментальной системы прикладного искусства. Наряду с традиционными мотивами орнаментов, таких, как «мюйюз» (рога), «кыял» (мечта, фантазия), «карга тырмак» (когти во¬рона) и многими другими, народные мастера стали использовать в своих изделиях новую симво¬лику, имевшую идеологическое значение: пятиконечную звезду – олицетворение интернационального братства и единства тружеников пяти континентов земного шара и серп и молот, которые символизировали неразрывную дружбу работников индустрии и сельского хозяйства. = National ornament of Kyrgyzstan is an inseparable part of home history and culture. The basis of Kyrgyz ornament is signs-symbols, pattern motives, the source of which was phenomena and objects of the surrounding world reconsidered by the creative thought and fantasies of folk artists of different times in accordance with their understanding of beauty and harmony. Within centuries folk artists preserved and enriched techniques of making ornamental patterns, gradually improving the form, the color and structure of ornamental compositions. Special page in the development of the national ornament of Kyrgyzstan is opened after the victory of October revolution and setting Soviet power. Transition of Kyrgyz people to settled way of life results in the renewal of the ancient ornamental system of applied art. Along with traditional ornamental motives, such as «myuyuz» (horns), «kyiyal» (dream, fantasy), «karga tyrmak» (crow’ nails) and many others, folk artists started using new symbols in their works, which had ideological connotation: the five point star, which meant international brotherhood and unity of the working people of the five continents of the globe, and hammer and sickle, which symbolized close friendship of industrial and agricultural workers.
URI: https://rep.vsu.by/handle/123456789/3949
ISSN: 2222-8853
Appears in Collections:2014, №2 (14)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Мальчик А. Ю..pdf10.22 MBAdobe PDFThumbnail
View/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road