Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.vsu.by/handle/123456789/3946
Title: Витебский «Квадрат» и нонконформизм как генезис современной постсоветской культуры
Other Titles: Vitebsk «Kvadrat» and Non-Conformism as Genesis of Contemporary Post-Soviet Culture
Authors: Малей, А. В.
Keywords: нонконформизм
творческие объединения
постсоветская культура
nonconformism
artistic unions
post Soviet culture
Issue Date: 2014
Publisher: Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Citation: Искусство и культура. – 2014. – № 2. – С. 89-94. – Библиогр.: с. 94 (3 назв.)
Abstract: Творческое объединение "Квадрат" витебские художники и другие группы и объединения второй половины 80-х годов ХХ века автор рассматривает в контексте соотношения искусства и социума. Тоталитарная идеология советского государства контролировала все аспекты жизни общества, в том числе и искусство. Все выставки проходили через выставкомы с обязательным присутстви¬ем члена партийной номенклатуры, и, прежде чем открыть выставку, следовало пройти идеоло¬гическую цензуру. Активно велась борьба с буржуазными «измами», в частности с модернизмом и абстракционизмом. Художественная форма должна была иметь только один вид – реалистиче¬ский, а направление в искусстве тоже одно – социалистическое. Официальное искусство признавало только социалистический реализм. С 1950-х и начала 1960-х годов в СССР начинают зарождаться ростки неофициального искусства или, как позднее скажут, – «второй культуры». Набирающее силу нонконформистское движение Ленинграда и Москвы в 1970-х годах противостоит идеологическому молоху и формирует культурное пространство для развития неофициального искусства. Именно эта социальная и культур¬ная среда стала основой для образования творческого объединения «Квадрат». = The creative union of «Kvadrat» by Vitebsk artists as well as other groups and unions of the late 1980-ies are considered by the author in the context of correlation of art and society. Totalitarian ideology of the Soviet state controlled all aspects of society life, art including. All exhibitions went through exhibition commitees with the obligatory presence of a party leadership member and, before the exhibition was opened, it was to be ideologically cencored. Bourgeois «isms» were actively fought with, in particular, modernism and abstractionism. Artistic form was to be of only one type – realistic, and the direction in art also one – socialistic. Official art recognized only socialist realism. Since 1950-ies – early 1960-ies in the USSR signs of non official art appeared or, as later was said, of «second culture». In the 1970-ies gaining its strength nonconformist movement of Leningrad and Moscow stands counter the ideological mill and forms cultural space for the development of non official art. It was this social and cultural environment which became the base for shaping the union of «Kvadrat».
URI: https://rep.vsu.by/handle/123456789/3946
ISSN: 2222-8853
Appears in Collections:2014, №2 (14)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Малей А. В..pdf953.45 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь