Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://rep.vsu.by/handle/123456789/46133
Заглавие: Персонаж современной драматургии в аспекте коммуникативной стратегии самопрезентации (на материале творчества Николая Коляды)
Авторы: Зайцева, И. П.
Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста
пьеса
персонаж
речевые проявления
диалог
коммуникативно-речевая стратегия
коммуникативно-речевая тактика
стратегия самопрезентации
communicative stylistics of the text
play
character
speech manifestations
dialogue
communicative-speech strategy
communicative-speech tactics
self-presentation strategy
Дата публикации: 2024
Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Библиографическое описание: Зайцева, И. П. Персонаж современной драматургии в аспекте коммуникативной стратегии самопрезентации (на материале творчества Николая Коляды) / И. П. Зайцева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. – 2024. – Т. 24, вып. 3. – С. 279–287.
Серия/номер: Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика;Т. 24, вып. 3
Аннотация: В статье на материале творчества Николая Коляды (пьеса «Клин-обоз» из драматургического диптиха «Два плюс два») анализируется своеобразие воплощения в драматургическом дискурсе одной из коммуникативно-речевых стратегий, которая «с подачи» автора достаточно активно реализуются в современных пьесах действующими в них персонажами, – стратегии самопрезентации. Наделение персонажей пьес такого рода речеповеденческими линиями в значительной степени обусловливается параметрами драматургии как литературного рода, существенно ограничивающими в произведении «присутствие» автора и несколько сужающими возможности проявления в нём действующих лиц (в частности, в сравнении с персонажем прозы). В коммуникативно-речевой стратегии, реализуемой в процессе развёртывания драматургического действия, на разных этапах её воплощения могут актуализироваться различные коммуникативно- речевые тактики, выбор которых (как на сознательном, так и на подсознательном уровнях) обусловливается прежде всего коммуникативными целеустановками адресанта; однако безусловное влияние на него оказывает тип языковой личности коммуниканта, а также его эмоционально-психологическое состояние в конкретной ситуации общения. В процессе коммуникативного взаимодействия речеповеденческая линия коммуниканта может трансформироваться (иногда – довольно существенно), в связи с чем на разных этапах общения актуализируются те или иные тактики (набор тактик). Перечень коммуникативно-речевых тактик, выделяемых в настоящее время, может быть дополнен и/или уточнён в том числе и при рассмотрении с позиций коммуникативной стилистики текста современных драматургических дискурсов, которые представляются в этом случае весьма «выгодным» исследовательским материалом. = The article analyzes the unique manifestation of one of the communicative speech strategies – the strategy of self-presentation, which, “at the suggestion” of the author, is quite actively implemented in modern plays by their characters. The analysis is based on the work of Nikolay Kolyada (the play Wedge-Wagon from the dramatic diptych Two Plus Two). The fact that the characters in the plays are imbued with this kind of speech-behavioral lines is essentially determined by the parameters of drama as a literary genre, which signifi cantly limit the “presence” of the author in the work, and somewhat narrow the possibilities for the manifestation of the characters in it (as compared to the character of prose, in particular). In a communicative-speech strategy implemented in the process of unfolding the dramatic action, at diff erent stages of its implementation various communicative-speech tactics can be actualized, the choice of which (both at the conscious and subconscious levels) is determined primarily by the communicative goals of the addressee; however, it is unconditionally infl uenced by the type of the linguistic personality of the communicator, as well as his emotional and psychological state in a specifi c communication situation. In the process of communicative interaction, the communicator’s speech-behavioral line can transform (sometimes quite signifi cantly), and therefore at diff erent stages of communication certain tactics (set of tactics) are actualized. The list of communicative speech tactics currently identifi ed can be supplemented and/or clarifi ed by means of considering the text of modern drama discourses from the perspective of communicative stylistics as well, which in this case seem to be very “valuable” research material.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://rep.vsu.by/handle/123456789/46133
ISSN: 1817-7115
Располагается в коллекциях:Научные публикации 2024

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Персонаж современной драматургии.pdf404.68 kBAdobe PDFЭскиз
Просмотреть/Открыть



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь
Собственные ресурсы:
Научная библиотека учреждения образования «ВГУ имени П. М. Машерова»
Электронный каталог НБ «ВГУ имени П. М. Машерова»