Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://rep.vsu.by/handle/123456789/46134
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorЗайцева, И. П.-
dc.contributor.authorZaitseva, I. P.-
dc.date.accessioned2025-02-21T07:12:27Z-
dc.date.available2025-02-21T07:12:27Z-
dc.date.issued2023-
dc.identifier.citationЗайцева, И. П. Ремарочный пласт современной пьесы: концептуально-образное и коммуникативно-стилистическое своеобразие / И. П. Зайцева // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. – 2023. – Т. 9 (75), № 4. – С. 134–145.ru_RU
dc.identifier.issn2413-1679-
dc.identifier.urihttps://rep.vsu.by/handle/123456789/46134-
dc.description.abstractСтатья посвящена рассмотрению особенностей одного из структурно-функциональных компонентов драматургических произведений – ремарочному пласту, который традиционно понимался как композиционно-речевая зона, наделяемая служебной функцией (Б.В. Томашевский) по отношению к композиционно-речевой зоне персонажей (собственно драматургическому диалогу). Анализ пьес современных авторов (Н. Коляды, А. Слаповского, Е. Черлака) свидетельствует, что в русской драматургии конца ХХ–ХХІ вв. ремарка занимает более значимое место, нежели отводимое ей ранее. Это находит проявления в явно большем распространении беллетризованной ремарки, которая отличается от типичной ремарки не только значительной развернутостью и, как правило, собственной композиционной структурированностью, но и наличием в ней речевых средств с очевидными образным и оценочным компонентами, что, в свою очередь, расширяет возможности воплощения в пьесе концептуально-эстетической позиции драматурга, его отношения к выводимым в пьесе персонажам. Трансформация функций ремарочного пласта отражена и в теоретическом осмыслении этого феномена в филологической науке: определения ремарки в справочных терминологических источниках ХХІ в. отличает более глубокое и разноаспектное ее описанием. В частности, исследователи предлагают классифицировать ремарки и по принципам, которые ранее не принимались во внимание (например, с учетом динамики взаимодействия речи персонажей и ремарок); выделяют такое свойство ремарки современных пьес, как сценарность, и т. п. = The article is devoted to the consideration of the features of one of the structural and functional components of dramatic works – the stage directions, which has traditionally been understood as a compositional-speech zone endowed with a service function (B.V. Tomashevsky) in relation to the compositional-speech zone of the characters (dramatic dialogue itself). An analysis of plays by modern authors (N. Kolyada, A. Slapovsky, E. Cherlak) indicates that in Russian drama at the end of the 20th–21st centuries the remark occupies a more significant place than previously assigned to it. This is manifested in the clearly greater prevalence of fictionalized remark, which differs from a typical remark not only in its significant expansion and, as a rule, its own compositional structuring, but also in the presence in it of speech means with obvious figurative and evaluative components, which, in turn, expands the possibilities the embodiment in the play of the conceptual and aesthetic position of the playwright, his attitude towards the characters depicted in the play. The transformation of the functions of the stage directions is also reflected in the theoretical understanding of this phenomenon in philological science: definitions of remarks in reference terminological sources of the 21st century. features a deeper and more diverse description of it. In particular, researchers propose to classify remarks according to principles that were not previously taken into account (for example, taking into account the dynamics of interaction between characters’ speech and remarks); highlight such a property of stage directions of modern plays as scriptability, etc.ru_RU
dc.language.isoruru_RU
dc.publisherКрымский федеральный университет им. В.И. Вернадскогоru_RU
dc.relation.ispartofseriesУчёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки;Т. 9 (75), № 4-
dc.subjectдраматургияru_RU
dc.subjectкомпозиционно-речевая зонаru_RU
dc.subjectавтор-драматургru_RU
dc.subjectремарочный пластru_RU
dc.subjectперсонажru_RU
dc.subjectбеллетризованная ремаркаru_RU
dc.subjectсценарностьru_RU
dc.subjectоценочностьru_RU
dc.subjectобразностьru_RU
dc.subjectdramaturgyru_RU
dc.subjectcompositional-speech zoneru_RU
dc.subjectauthor-playwrightru_RU
dc.subjectstage directionsru_RU
dc.subjectcharacterru_RU
dc.subjectfictionalized remarkru_RU
dc.subjectscriptabilityru_RU
dc.subjectevaluationru_RU
dc.subjectimageryru_RU
dc.titleРемарочный пласт современной пьесы: концептуально-образное и коммуникативно-стилистическое своеобразиеru_RU
dc.title.alternativeRemarks of a modern play: conceptual-figurary and communicative-stylistic originalityru_RU
dc.typeArticleru_RU
Располагается в коллекциях:Научные публикации (2023)

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Ремарочный пласт современной пьесы.pdf341.84 kBAdobe PDFЭскиз
Просмотреть/Открыть



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

Ранжирование:
OpenAIRE
Индексирование:
OpenAIRE OpenDOAR base search roar worldcat core road road
Ресурсы наших партнёров:
Репозиторий Белорусского национального технического университета
Электронная библиотека Белорусского государственного университета
Электронная библиотека Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого
Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
Репозиторий Полесского государственного университета
Электронная библиотека Полоцкого государственного университета
Научный репозиторий Могилевского института МВД Республики Беларусь