
– 130 – 

20. Ши Чжэ. Первый визит председателя Мао в Советский Союз / Чжэ Ши // Синь 

Чжунго вайцзяо фэнюнь – Рассказы о дипломатии Нового Китая. – Пекин, 1990. – 

522 с. 

21. Юй Чжань. Разыскание о том, отговаривал ли нас И. В. Сталин от переправы через 

Чанцзян / Чжань Юй, Гуаню Чжан // Синь Чжунго вайцзяо фэнюнь. – Пекин, 1992. – 

348 с. 

22. Nie Rongzhen. Inside the Red Star: The Memoirs of Marshal Nie Rongzhen / Rongzhen 

Nie. – Beijing, 1988. – 585 p. 

23. Foreign Relations of the United Stated. 1949. VIII. Far East. China. – Wash., 1972. – 899 p. 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  

БРИТАНСКИХ ВЛАСТЕЙ В АВСТРИИ 

 

М. В. Гарелик (Дзержинск) 

 

Британские власти уделяли серьезное внимание вопросам печати, 

радиовещания, пропаганды. Особенно важным это становилось по мере 

нарастания напряженности между СССР и западными странами в ходе Хо-

лодной войны. 

Первые конкретные мероприятия начали проводить в своей зоне со-

ветские военные власти. С 12 ноября 1945 г. возобновился выпуск офици-

альной «Wiener Zeitung». С поддержки советских властей, 21 апреля вы-

шла первая послевоенная газета – «Австрийская газета» под лозунгом «га-

зета Красной Армии для жителей Вены». Издание социалистов – «Рабочая 

газета», и коммунистов – «Народный голос» выходит с 5 августа. 

После ввода союзнических войск в Вену, командующие союзниче-

ских войск последовали примеру СССР, и так же легализовали обществен-

ную и партийную печать. 21 ноября 1945 в британской зоне вышла первая 

английская газета «The British Morning News» [2, p. 335]. В американской 

зоне с 26 августа 1945 выходит «Wiener Kourier», с 18 сентября в англий-

ской зоне – «Weltpresse», во французской зоне – с 12 ноября – «Wiener 

Montag», с 18 февраля 1946 – «Welt am Montag». В 1950-м году, Weltpresse 

была, «по соображениям экономии» была продана издательству социали-

стической партии за 300 тыс. шиллингов. Представитель правительства 

Дж. Дэвис отмечал, что британские окупационные власти не оказывали 

давление на газету, учитывая то, что все послевоенное время газета была 

основана на «беспартийных началах» [5]. 

Вопрос о свободе прессы Совет разрешил 1 октября 1945 года, за-

претив прессе критиковать Союзнический Совет и СКА, а также критико-

вать союзную политику. Исполнение этого решения во многом зависело от 

воли командующих, поэтому быстро обнаружилась разница возможностей 

печати в каждой отдельной зоне. Цензуру гражданской почты в британ-

ской зоне осуществляли органы Контрольной комиссии с целью обнару-

Ре
по
зи
то
ри
й В
ГУ



– 131 – 

жения и пресечения сопротивления союзнической политике в Австрии [6]. 

В западных зонах постепенно проводилось сокращение цензуры. 4 октября 

1946 г. Союзный Совет постановил, по предложению британской и фран-

цузской сторон, об отмене цензуры на внутреннюю переписку. Междуна-

родная почтовая переписка по-прежнему проверялась, и послаблений не 

было вплоть до конца 1946 г. [2, p. 363].  

Цензура влекла финансовые потери почтовой службы, поэтому вы-

зывала критику в парламенте, серьезно относившемся ко всем финансовым 

вопросам, связанным с Австрией, особенно, с затратами на оккупацию. 

Правительство, по соображениям безопасности, считало, что «на ранних 

этапах оккупации цензура должна присутствовать», как отмечал канцлер 

герцогства Лакнастер Джон Хинд в октябре 1946 г. [7]. Почтовые пересыл-

ки между западными зонами оккупации не подвергались цензуре. Цензура 

сохранялась лишь для писем из советской зоны и на ее территорию, а так-

же для писем, проходящих через центральную почтовую службу в Вене 

[8]. Сохранение цензуры также было насущной необходимостью, по мне-

нию Хинда, поскольку в Австрии все еще сохранялось значительное коли-

чество политически активных граждан с антидемократическими взгляда-

ми, которые могли бы воспользоваться свободой слова и печати [9]. 

Несмотря на сохранение внутренней цензуры, британские власти уже 

в 1946 г. разрешили создавать молодежные организации. В силу сложив-

шейся традиции, основная масса молодежных организаций были в струк-

туре традиционных политических партий-фаворитов – АНП и СПА. Неко-

торое количество – создавались при церкви [10]. 

Радиовещание в Австрии осуществляла Британская вещательная 

корпорация – BBC. В 1945 г. BBC осуществляла радиовещание на 34 госу-

дарства, без учета стран Содружества на их родных языках. В СССР и на 

территории Палестины вещание началось с 1945 г. [11]. 

С 1948 г. BBC использовала радиовещательную станцию в Грац-

Добле для радиотрансляций на иностранных языках в странах Восточной 

Европы. Трансляции осуществлялись 68,5 часов в неделю против 17,5 ча-

сов ранее и против 15,5 часов трансляций советских передач, которые 

осуществлялись через Венскую радиовещательную станцию [12]. Кроме 

того, британские радиопередачи транслировались через значительно более 

мощную радиостанцию «Ротвайс-Рот» в Зальцбурге, мощностью 100 квт. 

В своей оккупационной зоне британские власти использовали австрийские 

местные маломощные радиостанции для ретрансляции передач BBC [13]. 

На протяжении 1945–1949 гг. BBC постепенно уменьшала эфирное 

время своих передач. Во-первых, это было связано с финансовыми про-

блемами, во-вторых – с тем, что для трансляций использовались австрий-

ские радиостанции. В 1945 г. 20 государств занимались зарубежным ра-

диовещанием с общей продолжительностью 2158 часов, из которых на 

Британскую вещательную корпорацию приходилось 32%; в 1951 году  

Ре
по
зи
то
ри
й В
ГУ



– 132 – 

13 стран вещали продолжительностью 3351 часов, доля британского ра-

диовещания – 17%. В целом, с 1947 по 1951 год часы вещания британской 

вещательной корпорации снизились с 3164 часов в неделю до 2212 часов  

в неделю [14, p. 6]. 

В феврале 1951 г., замминистра иностранных дел Эрнест Дэвис дал 

отчет о государственной помощи ВВС в 1950 году на нужды вещания за 

рубежом, в то числе, пропагандистское вещание – 4,685 млн. фунтов стер-

лингов, что было меньше, чем в предыдущие годы [15]. Поддержка осуще-

ствлялась через Центральное управление по информации (Central office of 

information).  

Однако уже в феврале 1951 г. ситуация изменилась. Депутаты-

консерваторы начали требовать увеличения расходов на пропаганду, вме-

сте с тем подвергнув критике некоторые передачи ВВС, например, «Soviet 

View» и «Soviet Affairs», в частности, консерватор Уолдрен Смитерс предпо-

ложил, что данные передачи являются, «по сути, тонкой коммунистической 

пропагандой» [15]. Кроме того, депутаты отмечали, что британскому радио-

вещанию в Европе, не достает собственной пропагандистской вещательной 

организации, наподобие «Голоса Америки» или «Свободной Европы». 

В начале 1952 г. ВВС объявила, что сэкономленные на отдельных 

направлениях финансовые средства будут направлены на поддержание ра-

диовещания в Восточной и Юго-восточной Европе, с использованием ав-

стрийских вещательных станций [1, p. 2]. В частности, BBC приобретала 

права на эфирное время на станции Добль, что недалеко от Граца для пе-

редач на средних волнах для Центральной Европы и Балкан [14, p. 33]. 

Также большое внимание уделялось культурному сотрудничеству и 

распространению образования. «Британский Совет» был учрежден с целью 

распространения знаний о Великобритании и английского языка за рубежом 

и для развития более тесных культурных связей с иными странами. Совет 

имел представительства в 36 странах, 5 странах Содружества. В числе при-

оритетных направлений в правительственном отчете была указана также и 

работа Совета в Австрии [14, p. 35]. Когда, в 1953 г. обсуждался вопрос о со-

кращении расходов на обслуживание работы британского совета, и введения 

должности атташе по вопросам культуры, по поводу Австрии, Италии и Гре-

ции высказывалась мысль о том, что ввиду нестабильности политических ус-

ловий в этих странах, изменение работы британских культурных учреждений 

должно происходить более постепенно [4, p. 55]. 

Важную роль в развитии зарубежного вещания сыграла независимая 

проверка деятельности ВВС и других компаний. Поскольку вопрос о зару-

бежном вещании стал политическим, в связи с Холодной войной, затраты 

на обслуживание вещания несло также и государство, также оно помогало 

распространению британского вещания за рубежом. В 1953 г. независимый 

комитет Дроэды, созданный для оценки деятельности Британской веща-

тельной корпорации за рубежом отметил, что в ряде стран вещание не оп-

Ре
по
зи
то
ри
й В
ГУ



– 133 – 

равдывает затрат, которые несет корпорация, и посоветовал остановить 

вещание, вместе с тем, отмечалось, в докладе комитета, вещание в Австрии 

необходимо, по крайней мере, временно, сохранить [3, p. 4]. Австрийская и 

германская вещательные службы BBC рассматривались, в первую очередь, 

как орудие идеологической борьбы и пропаганды. Кроме того, учитыва-

лась и высокая репутация ВВС, как высокопрофессиональной информаци-

онной службы. Важность австрийской службы обусловливалась тем, что в 

зоне покрытия ее станций находилась восточная зона Австрии, а также 

большая часть Венгрии, Чехословакии, даже отдельные регионы на юго-

западе Польши. Таким образом, доклад отмечал важную роль заграничной 

службы ВВС в «проникновение вовнутрь железного занавеса на частотах, 

которые не подвергаются глушению» [4, p. 71].  

Необходимо отметить, что на протяжении периода оккупации, доля 

британского вещания в Австрии неуклонно сокращалась по финансовым 

причинам. Тем не менее, работа ВВС в Австрии признавалась эффектив-

ной по причине серьезного пропагандистского воздействия. Территория 

альпийской республики использовалась как плацдарм для пропагандист-

ского вещания в странах Восточной Европы. 

 
1. The British broadcasting corporations external service C (52) 89 // CAB 129/50 Original 

Reference C 51 (52) – 100 (52), 1952 23 Feb – 2 Apr. – P. 1–2. 

2. Mair, J. Four-power control in Germany and Austria / J. Mair, M. Balfour. – London : 

Oxford Univ. Press, 1956. – 390 p. 
3. Overseas information services: report of the Drogheda Committee C (53) 305 // CAB 

129/64 Original Reference C 301 (53) – 366 (53), 1953 28 Oct – 31 Dec. – P. 1–5 

4. Report of the independent committee of inquiry into the overseas information services // 

CAB 129/64 Original Reference C 301 (53) – 366 (53), 1953 28 Oct – 31 Dec. – P. 1–86 

5. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1950/jun/19/austrian-loan-italian-

liability. – Date of access: 26.06.2017. 
6. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1946/apr/04/germany-and-austria-

mail-censorship. – Date of access: 26.06.2017. 
7. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1946/oct/23/postal-censorship. – 

Date of access: 26.06.2017. 

8. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/written-answers/1947/nov/17/austria-letter-

censorship. – Date of access: 26.06.2017. 
9. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1946/may/10/germany-and-austria. – 

Date of access: 26.06.2017. 

10. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/written-answers/1946/dec/03/youth-

organisations. – Date of access: 26.06.2017. 

Ре
по
зи
то
ри
й В
ГУ



– 134 – 

11. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1949/nov/02/foreign-broadcasts. – 

Date of access: 26.06.2017. 

12. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/written-answers/1949/jul/28/austria-

broadcasting-station. – Date of access: 26.06.2017. 
13. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1949/jun/22/austria-british-

broadcasts. – Date of access: 26.06.2017. 
14. The overseas information services // CAB 129/54 Original Reference C, 1952 21 Jul – 16 

Sep. – P. 1–39 
15. UK Parliament [Electronic resource]. – Mode of access: 

https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1951/feb/21/foreign-broadcasts. – 

Date of access: 26.06.2017. 

 

 

ДЖ. КЕННЕДИ И ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ  

В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 1960 г. 

 

С. Ю. Шенин (Саратов) 

 

Накануне решающей схватки республиканцев и демократов за пре-

зидентский пост в ноябре 1960 г. одним из самых серьезных вызовов, с ко-

торыми американские политики столкнулись внутри своей страны, был 

дефицит внешнеторгового баланса и снижение золотовалютных резервов 

США. Поэтому борьба экономических платформ двух партий развернулась 

как раз вокруг поиска глобальной стратегии преодоления кризиса. Суще-

ствовало два варианта устранения его причин: либо предотвратить отток 

национальной валюты, в том числе и за счет сокращения программ помо-

щи, либо ускорить приток долларов в американскую экономику путем ак-

тивного развития иностранных рынков (особенно в слаборазвитых стра-

нах), и прежде всего через увеличение внешней помощи. 

Д. Эйзенхауэр, хотя и склонялся всегда ко второй стратегии, в по-

следние годы своего президентства вынужден был отказаться от прогресси-

стских идеалов и целенаправленной поддержки правительством США про-

цесса создания глобального рынка ради поддержки общепартийной линии, 

которая была сформирована сторонниками классических рыночных методов 

решения экономических проблем и приверженцами консервативных ценно-

стей. Накануне выборов особенно громко звучали традиционные требования 

американской общественности прекратить тратить деньги налогоплательщи-

ков «на благотворительность» в отношении слаборазвитых стран. В унисон с 

ними звучали веские обвинения со стороны влиятельных научных экспертов, 

видевших в помощи главную причину дефицита платежного баланса. В та-

кой обстановке республиканская политическая элита, озабоченная завоевани-

ем симпатий своего электората, была вынуждена дать задний ход в вопросах 

Ре
по
зи
то
ри
й В
ГУ




